Форум » Черное море » Русские п.л. в Босфоре » Ответить

Русские п.л. в Босфоре

Ingvar: Добрый день! Русские п.л. активно действовали на Чёрном море 1915-1917 годы, но ни разу не пытались войти в Босфор, или в Мраморное море. Технически (для новых лодок) это вполне осуществимо, Босфор был достаточно хорошо изучен, так в чём же дело??

Ответов - 77, стр: 1 2 All

UC: Ingvar пишет: Добрый день! Русские п.л. активно действовали на Чёрном море 1915-1917 годы, но ни разу не пытались войти в Босфор, или в Мраморное море. Технически (для новых лодок) это вполне осуществимо, Босфор был достаточно хорошо изучен, так в чём же дело?? А для чего? К тому же не сказать что проникновение в Мраморное море очень уж простая задача.

cyr: Думаю опасались минной опасности и навигационных сложностей. Новых лодок было мало, а потери могли быть высокими как у тех же союзников.

Ingvar: UC пишет: А для чего? К тому же не сказать что проникновение в Мраморное море очень уж простая задача. 1. Как это для чего??? Естественно, чтобы топить турок и немцев, для чего же ещё?! 2. Разумеется задача не простая, но выполнимая! Китицын проникал в Варненский залив, да и англичане проходили через Дарданеллы. Зато и результаты (по боевым кораблям) очень неплохие. Cyr пишет: Думаю опасались минной опасности и навигационных сложностей. Новых лодок было мало, а потери могли быть высокими как у тех же союзников. 1. Разумеется навигационные сложности, как и мины есть, но это не помешало Китицину. Неужели разведка Варны важнее рейда в Босфор??? 2. В 1915 в строй вступают 6 п.л. тип "Морж" и "Кашалот", 2-3 лодки вполне можно выделить.


Sha-Yulin: Ingvar пишет: 1. Как это для чего??? Естественно, чтобы топить турок и немцев, для чего же ещё?! Так этим союзники заняты. Чего нам дёргаться? Ingvar пишет: 1. Разумеется навигационные сложности, как и мины есть, но это не помешало Китицину. Прохождение Босфора - это более сложная задача. Там и минимальная ширна в 700 метров, и большая длина фарватера, и два разнонаправленых течения на разных глубинах, и более плотное береговое наблюдение и более мощные минные позиции. Ingvar пишет: Неужели разведка Варны важнее рейда в Босфор??? Так Варну невозможно переложить на союзников. Ingvar пишет: 2. В 1915 в строй вступают 6 п.л. тип "Морж" и "Кашалот", 2-3 лодки вполне можно выделить. Но логичнее их использовать для чего нибудь другого. И так флот слаб, а нужно ещё после войны чем то при дележе добычи потрясать.

Ingvar: Sha-Yulin пишет: Чего нам дёргаться? 1. Что бы всякие Гебены и пр. не пакостили. 2. Вроде у России было желание черноморские проливы прихватить, и как это сделать, если воевать там будут только союзники??? При участии - хоть какие-то шансы! Прохождение Босфора - это более сложная задача. Совершенно верно. И прохождение Дарданелл тоже, тем не менее англичане прорывались. Так Варну невозможно переложить на союзников. Ну, если рассчитывать, что всё союзники сделают за нас, то тогда уж лучше сразу войти в состав Британской империи на правах доминиона. Но логичнее их использовать для чего нибудь другого. И так флот слаб, а нужно ещё после войны чем то при дележе добычи потрясать. 1. Логичнее использовать не для удара по главной ВМБ противника, а для чего??? (Шаланды топить???) 2. Насколько я понимаю, при переговорах "потрясают" количеством линкоров, в крайнем случае л. крейсеров, а вот п.л. тогда ещё серьёзным классом не считались.

Sha-Yulin: Ingvar пишет: 1. Что бы всякие Гебены и пр. не пакостили. Так для этого мин в итоге хватило. Ingvar пишет: 2. Вроде у России было желание черноморские проливы прихватить, и как это сделать, если воевать там будут только союзники??? При участии - хоть какие-то шансы! Так при чём здесь тогда ПЛ??? Тут десант нужен. Ingvar пишет: Совершенно верно. И прохождение Дарданелл тоже, тем не менее англичане прорывались. Дарданеллы сильно шире и проще для ПЛ по течениям. Да и атаки на Дарданеллы внимание отвлекали. Ingvar пишет: Ну, если рассчитывать, что всё союзники сделают за нас, то тогда уж лучше сразу войти в состав Британской империи на правах доминиона. Так почти то и получалось. Только права похуже. Ingvar пишет: 1. Логичнее использовать не для удара по главной ВМБ противника, а для чего??? (Шаланды топить???) Логичнее засолить до конца войны. Ingvar пишет: 2. Насколько я понимаю, при переговорах "потрясают" количеством линкоров, в крайнем случае л. крейсеров, а вот п.л. тогда ещё серьёзным классом не считались. На переговорах потрясают общим количеством. За линкоры просто торговля более наглядная.

Ingvar: Sha-Yulin пишет: Так для этого мин в итоге хватило. Тем не менее в 1916 Гебен выходил в Чёрное море. Да и в 1917 "каникулы" Гебена больше обусловлены проблемами с топливом и ремонтом, чем минами, всё-таки турки тралили вход в Босфор. Так при чём здесь тогда ПЛ??? Тут десант нужен. Полностью с Вами согласен, но если нет десанта (и неизвестно будет ли он), то уж лучше хоть какое-то участие, чем вообще ничего! Дарданеллы сильно шире и проще для ПЛ по течениям. Да и атаки на Дарданеллы внимание отвлекали. Дарданеллы ещё и длиннее. Течения хотя и слабее, но имеются. Разумеется атаки помогали англичанам, но кто мешал нам устроить отвлекающие действия??? (арт. обстрел, авиа. налёт, возможно что-то ещё) Логичнее засолить до конца войны. Тогда вообще лучше флот не строить. На войне, что он есть, что нет, результат =0.

Sha-Yulin: Ingvar пишет: Тем не менее в 1916 Гебен выходил в Чёрное море. Да и в 1917 "каникулы" Гебена больше обусловлены проблемами с топливом и ремонтом, чем минами, всё-таки турки тралили вход в Босфор. Ну так и выходили и подрывались немцы. Всё правильно. Ingvar пишет: но если нет десанта (и неизвестно будет ли он), то уж лучше хоть какое-то участие, чем вообще ничего! Ну хоть какое-то было в виде наших войск на салоникском фронте. Ingvar пишет: Разумеется атаки помогали англичанам, но кто мешал нам устроить отвлекающие действия??? (арт. обстрел, авиа. налёт, возможно что-то ещё) А это уж не прорыв ПЛ, а совсем другая операция. Ingvar пишет: Тогда вообще лучше флот не строить. На войне, что он есть, что нет, результат =0. Вы не правы, ЧФ делал не мало при минимальных рисках. А БФ и так оказался вполне бесполезен. Наш флот мог действовать эффективней, но с гораздо большими рисками. И решение об этих рисках лежало скорее в области политики, ибо наш флот в рамках ПМВ вообще мало значил, как и французский. Там немцы с англами рулили.

Ingvar: Sha-Yulin пишет: Ну хоть какое-то было в виде наших войск на салоникском фронте. Разве плохо к этому добавить успехи п.л. в Мраморном море? А это уж не прорыв ПЛ, а совсем другая операция. Почему?? Комбинированная операция, с использованием разнородных сил, целью которой является, в том числе, и прорыв(облегчение) п.л. в Мраморное море. Тем более, что черноморский флот комбинированные операции проводил в реальности. ЧФ делал не мало при минимальных рисках. А БФ и так оказался вполне бесполезен. Наш флот мог действовать эффективней, но с гораздо большими рисками. Совершенно верно, черноморский флот не бездействовал, но риск на войне есть всегда, в данном случае риску подвергаются 1-2 п.л., а вот эффект мог быть гораздо более ощутимым (если бы удалось всадить 3-4 торпеды в Гебен, Бреслау, Меджидие и т.д.). И решение об этих рисках лежало скорее в области политики, ибо наш флот в рамках ПМВ вообще мало значил, как и французский. Полностью с Вами согласен, но тем не менее, значение русского флота могло бы быть гораздо больше, если бы политическое руководство и командование проявили хоть какую-то инициативу, а не надеялиь на англичан!!!

cyr: За 1915 г. союзники потеряли в Дарданеллах и Мраморном море следующие ПЛ: Англия - E.15, AE.2, E.7, E.20; Франция - Joule, Saphir, Mariotte, Turquoise. Вопрос: выдержим ли мы подобные потери?

Ingvar: Cyr пишет: Вопрос: выдержим ли мы подобные потери? А зачем?? После потери 1-2 п.л. операция прекращается, всё равно немцы создадут ПЛО и эффективность п.л. снизится.

Sha-Yulin: Ingvar пишет: После потери 1-2 п.л. операция прекращается, всё равно немцы создадут ПЛО и эффективность п.л. снизится. Итого какой ожидаемый результат? На мой взгляд он будет мизерным.

Ingvar: Sha-Yulin пишет: Итого какой ожидаемый результат? На мой взгляд он будет мизерным. Главная цель п.л. - Стамбул. У турок всего 6 крупных боевых кораблей: Гебен, Бреслау, 2 ЭБР, 2 брп. кр., и все они базируются на Стамбул. Есть вполне вероятная возможность уничтожить, или тяжело повредить 1-2 корабля (особенно учитывая практически отсутствие ПЛО) - что, при слабой ремонтной базе, должно достаточно ослабить турецкий флот. В случае отсутствии военных целей - в районе Стамбула оживлённое судоходство, топить крупные пароходы и паромы, тем более, что Турция и до войны испытывала проблемы с морским тоннажем. Ну и разумеется - разведка по способности, агентура и авиа- - это одно, а возможность посмотреть изнутри - совсем другое. Разумеется результат будет зависеть от везения и умения, но думаю, что можно ожидать потопления/т. повреждения 1-2 крупных боевых кораблей + 5-6 крупных пароходов/паромов (за 2-3 похода). Потеря 1-2 п.л. вполне этого стоит?!

Sha-Yulin: Ingvar пишет: У турок всего 6 крупных боевых кораблей: Гебен, Бреслау, 2 ЭБР, 2 брп. кр., и все они базируются на Стамбул. Из которых только 2 первых оправдывают гибель современной ПЛ. Ingvar пишет: Есть вполне вероятная возможность уничтожить, или тяжело повредить 1-2 корабля (особенно учитывая практически отсутствие ПЛО) Крайне низкая. Как раз из-за малочисленности и турок, и ПЛ. Слишкам низка вероятность, что во время операции они вообще пересекутся, не говоря уж об успешной атаке. Ingvar пишет: Разумеется результат будет зависеть от везения и умения, но думаю, что можно ожидать потопления/т. повреждения 1-2 крупных боевых кораблей + 5-6 крупных пароходов/паромов (за 2-3 похода). Потеря 1-2 п.л. вполне этого стоит?! Такую оценку вижу запередельно оптимистичной. Подобных успехов не было у гораздо более многочисленных союзных ПЛ, не смотря на то, что у них и подводные характеристики, и торпеды и подготовка лучше.

UC: Тем не менее не вижу никакого резона лезть в Мраморное море. Да, англичане и французы туда совались, но так они и решали конкретную задачу в рамках Дарданелльской операции. Ingvar пишет: Тем не менее в 1916 Гебен выходил в Чёрное море. Да и в 1917 "каникулы" Гебена больше обусловлены проблемами с топливом и ремонтом, чем минами, всё-таки турки тралили вход в Босфор. Sha-Yulin пишет: Ну так и выходили и подрывались немцы. Всё правильно. Ну вот и славно. Не надо посылать в Мраморное Моржей и Кашалотов - достаточно Краба у входа в Босфор.

Ingvar: Sha-Yulin пишет: Из которых только 2 первых оправдывают гибель современной ПЛ. Крайне низкая. Как раз из-за малочисленности и турок, и ПЛ. Слишкам низка вероятность, что во время операции они вообще пересекутся, Стамбул - главная ВМБ Турции, что повышает шансы, как встретить у выхода, так и в самой бухте. Меджидие и Гамидие использовались довольно активно, думаю, что их уничтожение тоже вполне оправдывает потери. Такую оценку вижу запередельно оптимистичной. Подобных успехов не было у гораздо более многочисленных союзных ПЛ, Это max., min=0, но есть шанс, ведь поймать турецкие крейсера, за всю войну, так и не получилось. Союзные п.л. практически не действовали у баз противника, в Мраморном море англ. п.л. всё-таки потопила ЭБР Хайреддин Барбаросса.

Ingvar: UC пишет: Не надо посылать в Мраморное Моржей и Кашалотов - достаточно Краба у входа в Босфор. Особенно если учесть крайне низкую эффективность Краба. Просто сравните, сколько мин выставили надводные корабли и Краб, про надёжность Краба и говорить не приходиться. Немцы подрывались только, пока не было налажено постоянное траление. После этого нем. и тур. корабли и транспорты входили и выходили из Босфора совершенно свободно, нет данных, но похоже турки включили русские минные заграждения в собственный оборонительный комплекс. Насчёт резонов - это вопрос к Г. Прину.

UC: Ingvar пишет: Насчёт резонов - это вопрос к Г. Прину. Чисто уязвить самолюбие турецкого султана.

de Trua: Какие были у турок МЗ у Босфора в 15 и 16 гг? Как было организована турецкая ПЛО у Босфора? Мог ли Морж войти в Босфор (допустим миновал МЗ и условные ПЛО), пройти его (ночь, день наблюдение), выйти в Мраморное море и там зарядить аккумуляторы и далее выйти обратно в ЧМ? Возможность зарядки ночью в проливе??

Рамзес: для Ingvar - вообще - то к моменту вступления в строй Моржей и Кашалотов крейсер Меджидие уже давно поднят у Одессы был и в наш флот вот - вот ввести должны были как Прут (если даже не ввели) и броненосец турки для сухопутных фортов (тот кому повезло в живых остаться) уже разоружили да и на Босфор десант на лето 17 серьезно готовился - Вы эти версии из серии если - бы да кабы лучше в альтернативку кидайте им там самое место , а тут все же реальная история - когда нужда (или желание возникло) катерок в Босфор летом 17 без проблем с торпедным аппаратом прошел ну и толку - не будь революции у Дяди с Племянником (немецких крейсеров) судьба рано или поздно одна - или лапки кверху или вариант Новороссийск лето 18 года - так для чего еще подлодки в пролив гнать - в штабах не самые большие идиоты сидели , а за условия работы в проливе Макаров при разведке на местности еще в конце 19 века пулю от турков схлопотал и какие там течения да глубины наши моряки знали - к моменту появления реально боеспособных лодок (тех же Моржей недавно вышедших почитайте) пролив уже вовсю минами заваливали и даже идей столь глупых не было - вести подводную охоту у дворца Сераль, камикадзе чуть позже и в другом флоте появились

UC: Рамзес пишет: Вы эти версии из серии если - бы да кабы лучше в альтернативку кидайте им там самое место , Идея здравая, но изначально эта ветка как альтернатива не формулировалась.

wind_up_bird: Рамзес пишет: а за условия работы в проливе Макаров при разведке на местности еще в конце 19 века пулю от турков схлопотал Не Макаров, а Брусилов пулю получил :-)) С уважением, В.

Рамзес: для wind_up_bird - Сорри , молод и исправлюсь , помню , что разведкой там оба занимались и такая "веселая" ситуация случилась , ну вроде все же не тот Брусилов в чью честь легендарный прорыв назвали ? (кажись этот товарищ одно время там морским агентом - по сегодняшнему атташе был , ну могу и ошибаться - не мое судьба людей , уж куды денесси - люблю в железе покопаться

Ingvar: Рамзес пишет: крейсер Меджидие уже давно поднят у Одессы был и в наш флот вот - вот ввести должны были как Прут Извините, забыл. Хорошо, есть не 4, а 3 приличных цели. катерок в Босфор летом 17 без проблем с торпедным аппаратом прошел Если Вас не затруднит, можно поподробнее??? к моменту появления реально боеспособных лодок (тех же Моржей недавно вышедших почитайте) пролив уже вовсю минами заваливали Вы ошибаетесь. Русские минные заграждения ставились у входа в Босфор. P.S. Для de Trua - постараюсь ответить в течение этой недели.

Sha-Yulin: Ingvar пишет: Извините, забыл. Хорошо, есть не 4, а 3 приличных цели. А теперь прикиньте, как "часто" эти цели выходили на боевое задание и сколько из времени выхода они будут находится в зоне патрулирования ПЛ? Вероятность встречи становится освсем призрачной. А ведь встреча - ещё не атака, а атака - ещё не попадание.

Ingvar: Рамзес пишет: и даже идей столь глупых не было - вести подводную охоту у дворца Сераль, камикадзе чуть позже и в другом флоте появились Глупые идеи были у англичан - они в Мраморном море действовали и видимо, от великой глупости, вполне успешно!! Камикадзе появились как раз в 1915, в Grand Fleet.

Ingvar: Sha-Yulin пишет: А теперь прикиньте, как "часто" эти цели выходили на боевое задание и сколько из времени выхода они будут находится в зоне патрулирования ПЛ? Вообще-то эти корабли должны были ещё выходить и на пробу машин, и на учебные стрельбы. К сожалению, данных по всем выходам у меня нет.

cyr: Ingvar пишет: Глупые идеи были у англичан - они в Мраморном море действовали и видимо, от великой глупости, вполне успешно!! Они не "Гебен" искали. Собственно, когда они действительно собрались его атаковать, всё закончилось для них печально.

Ingvar: Cyr пишет: Они не "Гебен" искали. Совершенно верно! Задача англ. п.л. - морская блокада Дарданелл, и с этой задачей они, в общем, справились. Цель - не только Гебен, уже указывалась.

wind_up_bird: Рамзес пишет: кажись этот товарищ одно время там морским агентом - по сегодняшнему атташе был Нет, ошибаетесь :-)) Из послужного списка : "7 февраля 1889 г. находясь в заграничном плавании на шхуне "Псезуапе" во время стоянки ее в Константинополе получил огнестрельную рану при исполнении секретных поручений по службе . Вышеизложенный случай 27 ноября того же года Высочайше разрешено внести в послужной список" РГАВМФ. Ф.418. Оп.1. Д.5991. Л.29. С уважением. В.

smax: Ingvar пишет: Да и в 1917 "каникулы" Гебена больше обусловлены проблемами с топливом ...каковые и обеспечил ему ЧФ вообще и ПЛ в частности

Рамзес: для Ingvar - да не проблема , когда прочитаете поймете насколько сама идея с отправкой ПЛ в Босфор абсурдна - при необходимости проблему могли решить гораздо меньшими средствами (минные барказы мины уже в самом проливе ставили и 2 даже погибли при этой операции в 17 году) Лейтенант И. Стеблин–Каменский Прорыв в Босфор на катере №324 В темную безлунную ночь, 12 7 1917 г, к Босфору, с моря осторожно подошел миноносец. За кормой на длинном буксире, чернел быстроходный сторожевой катер. Дойдя до минных заграждений, преграждавших неприятелю выход в Черное море, миноносец застопорил машины. Катер отдал буксир, прогрел моторы и, дав ход, уверенно направился ко входу в пролив. Измена или нападение?В то время Черноморский флот, как вся Россия, быстрыми шагами шел к развалу. Незадолго перед тем последняя опора флота, адмирал Колчак, принужден покинуть Севастополь…Может быть, смелое действие против неприятеля, победа, которую всю войну искал флот, отрезвит его, зажжет патриотизм матросов, отвлечет их от политики и митингов? Может быть, еще не все потеряно? Или же?… Но тогда стоит ли беречь жизнь! Так думал лейтенант Веселаго, командир катера, и его друг, штурманский офицер, в то время как маленькое судно послушно приближалось к босфорским батареям. Всю войну Гебен был бельмом в глазу Черноморского флота. Маленький катер хотел снять это бельмо. Этой ночью должен прорваться в Босфор и утопить Гебен своей единственной торпедой.До сих пор форсировать Босфор не пытались. Не только он сильно укреплен с берега и тщательно охраняем, но поперек него, в нескольких милях от входа, неприятель установил крепкое сетовое заграждение, являвшееся неодолимым препятствием даже и для подводных лодок .Малые размеры и поворотливость катера позволяли офицерам надеяться, что они смогут, так или иначе, пересечь бон, если только неприятель не обнаружит и не утопит их раньше. Преодолев бон, оставалось еще около 10 миль, по узкому, охраняемому проливу и только тогда можно было атаковать неприятеля. Офицеры не скрывали от себя почти непреодолимых трудностей в намеченной ими задаче, и взвешивая все препятствия на своем пути, они могли положить на другую чашу весов только свое счастье и ошибки неприятеля. Если после атаки Гебена возврат в Черное море оказалось бы для них отрезано, или же короткой июльской ночи не хватало, чтобы в темноте проделать обратный путь по проливу, то офицеры решили броситься в Мраморное море, с тем, чтобы вырваться из клещей неприятеля на следующую ночь, через Дарданеллы.Катер пересек минное поле. Однообразная масса берега черной стеной стояла перед ним. Наконец, привычный глаз штурмана опознал белые башни входных маяков. На катере воцарилась мертвая тишина. Экипаж его куда-то скрылся, замер. На носу катера была небольшая рубка, где стоял рулевой. Веселаго и штурман стояли позади нее, на возвышении. Только их белые фигуры выделялись на фоне катера, шевелились и переговаривались. Приблизясь ко входу в пролив, Веселаго уменьшил ход до 6 узлов, чтобы не выдать себя шумом мотора и буруном, которые катер производил на большом ходу.Кругом было тихо. Волна заметно уменьшалась; ночь темная – ни зги не видать. На берегу ни одного огонька. Ни парусников, ни дозорных судов. - С Богом, - твердо сказал Веселаго, когда катер вошел в Босфор и как из воронки попал в горлышко бутылки.Приморские батареи были позади.В Босфоре не было ни зыби, ни ветра – вода, как зеркало. После простора моря – мертвая тишина и еще большая темень, в которой четко и жутко раздавался шум мотора и повторялся эхом на обоих берегах. При пробах мотор казался бесшумным – теперь же, в абсолютной тишине, сдавленный высокими берегами, мотор производил заметный шум. Веселаго и штурман переглянулись. Шум мотора может их выдать.Уже 10 минут, как катер тихо скользил по Босфору, стараясь держаться посередине пролива, напряжение начало ослабевать, сменяясь привычкой к положению, как справа, на траверзе катера, раздался протяжный, медленный свист.Напряжение снова усилилось. Минуты через две, на том же берегу и снова на траверзе катера, раздался такой же протяжный, негромкий свисток. Вскоре свисток повторился еще раз, теперь на Азиатском берегу, но уже позади и снова наступила мертвая тишина.Катер приближался к первому колену пролива. Уже полчаса как он шел по Босфору, и офицеры начали надеяться, что оставшуюся часть пути они пройдут незамеченными – оставалось пересечь боны.До сих пор катер шел в абсолютной темноте и не заметил ни одного огня на берегу, теперь же, вглядываясь вперед, в конце первого колена, где Босфор снова немного расширялся и поворачивал вправо, было как будто немного светлее – вероятно, отсвет огней на берегу, еще невидимых с катера. Вскоре из-за мыса, которым кончалось первое колено и из-за которого виден был отсвет огней, показался яркий электрический фонарь. Фонарь стоял на азиатском берегу, на краю каменной пристани, около которой виднелись домики казенного типа, очевидно, помещение сторожевого поста. Поперек же пролива, начинаясь как раз у фонаря и упираясь в противоположный берег, видна линия из пяти бочек. Катер был у бона. Большим затруднением при пересечении бона было расположение винтов катера, которые находились ниже его днища, и неминуемо срезались боном, если бы плоскодонный катер пытался его перескочить. Во избежание этого, было решено, что, подойдя к бону, штурман, как отличный пловец, прыгал в воду и определял устройство бона. В случае невозможности пройти поверх него, он должен был перерубить кабель, развести бон.Абсолютная тишина ничем не нарушалась; на пристани не было заметно никакого движения. Катер уверенно направился к бону, намереваясь пересечь его между крайними бочками у европейского берега, где свет от фонаря был слабее. Он находился в 5 милях от выхода в Черное море.Штурман начал снимать с себя одежду и обувь, чтобы прыгнуть в воду, как вдруг что-то полосонуло его по спине и, вздрогнув, он быстро повернул назад – поперек Босфора, между катером и морем, лежал яркий луч прожектора…Это был двухметровый входной прожектор с азиатского берега, о котором разведка штаба предупреждала офицеров.Веселаго застопорил машины.Шум мотора, свистки часовых, луч прожектора, направленный внутрь пролива, а не в море, - все стало ясным и мгновенно оценено. Катер был обнаружен, тревога пробита.Катер тихонько несло течением к бону. Он находился сейчас между двух огней. Прямо перед ним бон и сторожевой пост, - сзади яркая полоса прожектора. Между ними полная темнота и в этой темноте неподвижный и безмолвный катер. Что делать? Идти вперед было проще всего. Но это решение не отвечало разумному плану, а только желанию поскорей прекратить напряжение, которому подвергался экипаж катера вот уже час, и которое еще усилилось с минуты, как катер оказался отрезанным от моря.Если бы бон был позади – задача была решена, катер полным ходом спускался по Босфору, в надежде подойти к Гебену раньше тревоги. Но броситься прямо через бон было равносильно самоубийству, исследовать его, отыскать или сделать себе в нем проход, когда тревога была пробита, тоже было невозможным и ничего, кроме гибели, не сулило. Пересечь бон, если вообще это было выполнимо, можно было, только оставаясь необнаруженными. Приходилось признать, что первую партию выиграл неприятель – атака была предупреждена.Но атакующий еще не был уничтожен. Экипаж катера готов был умереть, исполняя намеченную задачу, но умереть, не принеся пользы, да еще дать радость победы неприятелю, было не в характере Веселаго, который смотрел то на бон, то на прожектор, как бы говоря: "Мы еще поборемся". Оставалось прорываться в Черное море.Самого прожектора еще не было видно. Его луч медленно двигался, освещая пролив и европейский берег, методично ища катер, снова поднимался по Босфору и снова возвращался назад, не доходя еще на несколько кабельтовых до катера. Броситься полным ходом напролом – значило сразу же выдать себя и шумом моторов и огромным буруном, который катер оставлял позади себя. Веселаго подошел вплотную к азиатскому берегу и самым малым ходом стал подниматься по Босфору, в надежде возможно ближе подойти к выходу и избежать луча прожектора, который захватывал уже европ. берег на траверзе катера.В это время почти одновременно зажглись еще три прожектора, тоже около выхода, но их лучи были слабее первого и светили они мористее его; только световая завеса, отделявшая катер от моря, увеличилась. Видимо, одна прислуга первого прожектора предполагала, что неприятель находится внутри пролива, и все время направляла свой луч в этом направлении.Катер подошел к первому расширению. Веселаго и штурман увидели, наконец, первый прожектор – они находились в угле его освещения. Луч прожектора в это время удалялся от них, совершая свое регулярное, как маятник движение.Впереди катера и пролив, и оба берега были освещены как днем: уже шесть прожекторов принимало участие в поисках. Но по-прежнему только первый прожектор продолжал направлять свой луч глубоко внутрь Босфора и сейчас медленно приближался к катеру.До яркого снопа света оставалось метров двадцать, когда Веселаго застопорил машину. Еще несколько секунд и вдруг катер обдало ярким светом…. Офицеры замерли, ослепленные, зажмурив и опустив глаза.… Вот раздастся грохот и первый же залп уничтожит катер. Но луч прожектора продолжал двигаться. Не покидая катера и не останавливаясь, он начал свое обратное движение, и катер снова погрузился в темноту. Тихо звякнул машинный телеграф, и катер послушно заскользил к выходу, но ненадолго – снова подошел луч прожектора и катер снова замер, залитый ярким светом, ожидая приговора. Семь раз наводил прожектор свой луч на катер и семь раз, не замечая его, или смешивая его неподвижный силуэт с береговыми предметами, семь раз продолжал он свои поиски и оставлял катер снова в темноте. Семь раз останавливал Веселаго катер и, не двигаясь, стоически ожидал, когда неприятель отведет луч, или откроет огонь, чтобы снова дать ход и продолжать свой медленный путь к выходу. Благодаря этому маневру катер приблизился к выходу в море и все еще не был найден.До выхода оставалось еще около 2,5 миль, когда все тот же первый прожектор в восьмой раз навел свой луч на катер и, осветив его, дрогнул – наводчик нашел то, что искал. Действительно, луч прожектора не только не покидал катера, но к нему сразу же присоединились и второй и третий лучи, с противоположного берега. Секунд пять молчание не нарушалось. И вдруг, неожиданно, так что вспышки орудия никто не заметил, где-то совсем рядом раздался оглушительный выстрел, отдался эхом на правом берегу и в нескольких метрах от катера шлепнулся в воду снаряд. Катер вздрогнул всем корпусом и, высоко выскочив носом из воды, бешено бросился вперед, оставляя позади себя огромный белый бурун. Второй выстрел последовал через некоторый промежуток, за ним сразу же третий, четвертый – стрелять начали и с правого берега, и все смешалось в гуле орудий, вспышках, разрыве снарядов и реве моторов, сотрясавших до основания мчавшийся к выходу и освещенный не отстававшими от него лучами прожекторов катер.Стреляло 5-6 орудий небольшого калибра; снаряды ложились очень хорошо, моментами окружая катер сплошным кольцом высоких всплесков. Часть снарядов, ударяясь об воду, с треском рвалась. Осколки барабанили по палубе и стальной рубке катера, но попасть в маленькое судно, несущееся со скоростью 24 узлов, было не легко.Штурман вел катер к выходу, руководствуясь азиатским берегом, но приблизясь к траверзу прожекторов, берег исчез из вида. Ни вправо, ни влево, ни впереди ничего не было видно. Лучи уже восьми прожекторов образовали сплошную световую завесу, сквозь которую ничего нельзя было разглядеть. А катер несся вперед и спасение было в быстроте."Кассиопея" - вспомнил штурман и поднял свои глаза кверху. Ярко светила своим дубль ве Кассиопея, которую незадолго перед тем он заметил над прожекторами, как раз между входными маяками. Штурман снова мог вести катер – он не выкинет его на утесы. Катер был уже на траверзе первого прожектора; навстречу подул прохладный ветерок, и поверхность воды покрылась небольшими волнами. Катер стал сильно ударяться грудью об волны – он выходил в Черное море. Огонь продолжался, но снаряды уже не ложились так близко, неприятель, видимо, стрелял наугад, или же катер вышел из угла обстрела внутренних батарей. Оставались приморские батареи. Но лучи прожекторов, находившихся уже позади катера и расположенных вперемежку около входа, перекрещивались и мешали не только друг другу, но и прислуге своих орудий .Пять, шесть минут потребовалось катеру, чтобы пробежать расстояние, отделявшее его от моря, в момент открытия огня. Он мчался по-прежнему полным ходом, и рев моторов не уменьшался, хотя они сильно грелись.Миновав маяки, катер встретил свежую волну, и на полном ходу и он сам и его бурун должны были совершенно слиться с барашками, покрывавшими море. Приморские батареи молчали, очевидно, катер им не был виден, хотя два или три луча все еще не покидали его, в то время как другие рыскали, скрещиваясь с лучами первых, и затрудняли работу. Веселаго круто изменил курс, стараясь уйти в темноту. Два, три таких поворота и последний прожектор потерял катер из виду, который, наконец, погрузился в темноту.Ни один снаряд не попал в катер, и никто на нем не был ранен. Осколками ему пробило борт в семи местах над и под ватерлинией и слегка повредило надстройки. Пробоины были несущественными и образовавшаяся течь ничтожной. Но три осколка, попавшие в катер, несмотря на всю их незначительность, только случайно не повлекли за собой его гибели со всем экипажем.Один осколок пробил борт у ватерлинии, в каюте офицеров, как раз на высоте рулевого штур-троса и слегка оцарапал его. Миллиметром ниже – штур-трос был бы перебит и катер на полном ходу лишен способности управляться. Другой осколок попал в резервуар с бензином, содержащий 200 пудов горючего, пробил деревянную обшивку, врезался в металлическую и остановился на волосок от бензина. Наконец, третий осколок с силой сорвал и выбросил за борт крышку большого ящика с ручными гранатами, разбросав паклю, обнажив верхний ряд гранат, но не задев ни одной из них.Около 3 часов ночи катер подошел к поджидавшему его миноносцу, который, взяв его на буксир, лег на Севастополь.Возвращение в Севастополь невеселое. Не думали офицеры, что вернутся живыми и невредимыми, не произведя атаки на Гебена. Правда, атака на Гебена не удалась, но оставалась смелая разведка в тылу неприятеля, давшая ценные сведения об организации и средствах защиты Босфора и опыт на будущее.Офицеры вернулись на свои корабли, надеясь через некоторое время, когда поднятая в Босфоре тревога уляжется, пользуясь полученным опытом, снова предпринять активные действия против неприятеля. Но этим надеждам не суждено было осуществиться

Андрей Рожков: Рамзесу БОЛЬШОЕ спасибо за интересный рассказ.

UB: Рамзес -спасибо ! Очень интересно ! С У.

Ingvar: Рамзесу - БОЛЬШОЕ СПАСИБО, не знал! de Trua пишет: Какие были у турок МЗ у Босфора в 15 и 16 гг? Как было организована турецкая ПЛО у Босфора? Мог ли Морж войти в Босфор (допустим миновал МЗ и условные ПЛО), пройти его (ночь, день наблюдение), выйти в Мраморное море и там зарядить аккумуляторы и далее выйти обратно в ЧМ? Возможность зарядки ночью в проливе?? 1. Турецкие минные заграждения (насколько известно в 1916): а) 2 вдоль европейского берега - прикрывают береговые батареи. б) 1 вдоль азиатского берега - то же. в) 1 поперёк пролива от м. Панас-Бурну до м. Анатоли-Фенер Примечание: МЗ выставлены против надводных кораблей. 2. Турецкая ПЛО: В северной части обычно несли дежурство 2 миноносца или канонерки. 3. Возможность зарядки АБ в проливе - полностью исключена! 4. Возможность п.л. пройти пролив и зарядка АБ: а) Длина Босфора - 17 миль, ширина 750-3700 м, мин. глубина 33 м, течения: а1) поверхностное - с севера на юг, со скоростью 3,4 уз. а2) глубинное - с юга на север, со скоростью 3-3,4 уз. б1) тип Нерпа - подв. скорость макс. = 8-9,2 уз, эконом. = 4-5 уз., дальность подв. хода 125 миль/6 уз., подв. автономность - 24 часа, зарядка АБ 15-24 часа. б2) тип Нарвал - подв. скорость макс. 9,8-11,3 уз., эконом. 4,15 уз, дальность подв. хода 19,8 миль/9,8 уз., 103миль/4,15 уз., подв. автономность - 24 часа, зарядка АБ 20 часов. Вывод - пройти под водой Босфор возможно, наибольшую трудность представляет подводная навигация!! в) Зарядку АБ можно производить юго-восточнее Стамбула (сев.-вост. часть Мраморного моря) - достаточно пустынная акватория. Примечание - данные об обороне на 1915-1916 годы (возможно неполные).

Рамзес: для Ingvar - бон противолодочный как ПЛ должны преодолевать ? - он Босфор по ширине перекрывал полностью и открывали лишь когда турки свои корабли в море выводили (в случае с катером штурман его должен был вручную перерезать или разводить) - подлодка таких "десантников" не имела и бон этот не в 17 году поставили, а пораньше и основной его противник именно ПЛ - прорыв катера чистая импровизация Вариант гораздо проще - ждать у бона и топить когда корабль из - за него выходит , но для этого нужно знать точную дату выхода (тут уже вопросы к разведке) - а то можно неделями так "загорать" , а турецкие угольщики по побережью в это время бегают и в 16 - 17 годах их лодки весьма успешно "отстреливали" - не забывайте , реально боеспособных лодок в ЧФ до лета 17 даже 10 не набиралось (остальное - поплавки периода РЯВ) - так стоит ли овчинка выделки ?

Ingvar: Рамзес пишет: бон противолодочный как ПЛ должны преодолевать ? - он Босфор по ширине перекрывал полностью ... и бон этот не в 17 году поставили, а пораньше и основной его противник именно ПЛ Если я Вас правильно понял это всё-таки противолодочная сеть. Лодочные сетерезы в 1917 уже появились, но их эффективность =??. А вот время установки данной сети - ? Извините, но из Вашего рассказа ясно, что сеть была к началу 07.1917, а вот когда турки её установили - неизвестно. (Вообще-то время возможной операции предполагалось 09.1915 - 09.1916). Турецкие угольщики топились действительно исправно, но имелась в ввиду возможность атаки не угольщиков, а Гебена, Бреслау, Гамидие, причём в месте, где встреча с ними наиболее вероятна (гл. ВМБ), напомню, что крейсера совершали набеги и в 1916, и в 1917, несмотря на мины, дозор п.л. и эсм.. Таким образом постоянное траление, эскорт и внезапность позволяли боевым кораблям легко преодолевать блокаду Босфора!! О количестве п.л. и предполагаемых потерях уже было сказано выше.

cyr: Ingvar пишет: Если я Вас правильно понял это всё-таки противолодочная сеть. Лодочные сетерезы в 1917 уже появились, но их эффективность =??. Судя по всему не очень большая.

Ingvar: Cyr пишет: Судя по всему не очень большая. Насколько мне известно - по результатам опытов 30-х, 40-х годов - скорее отрицательная, во время 1-ой мировой войны многое зависело от самой портиволодочной сети (материал, устройство и т.п.). Статья об этом была в Гангуте.

Kieler: Ingvar пишет: если бы удалось всадить 3-4 торпеды в Гебен, Бреслау, Меджидие В последнего торпеду всаживать - это вредительство...



полная версия страницы